Глава 1


Глава 2


Глава 3


Глава 4


Оглавление
Глава 1. Русский язык в современном мире . . . . . . . . . . . . . . 8
О языке и речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
§ 1. Русский язык в современном мире . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Система языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Морфемика и словообразование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
§ 2. Морфемный состав слова и способы словообразования (обобщение изученного) . . . . . . . . . . . . . . 14
Лексика и фразеология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
§ 3. Группы слов по происхождению и употреблению (обобщение изученного) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
§ 4. Группы фразеологизмов по происхождению и употреблению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Морфология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
§ 5. Система частей речи в русском языке (обобщение изученного) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Синтаксис . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
§ 6. Виды словосочетаний и предложений . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
§ 7. Интонация и порядок слов в предложении . . . . . . . . . . . . . . 54

  1. Интонация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
  2. Порядок слов в предложении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
    Правописание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
    § 8. Правописание служебных слов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
  3. Правописание предлогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
  4. Правописание частиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
  5. Правописание союзов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
    § 9. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений и наречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
    § 10. Правописание не и ни с разными частями речи . . . . . . . . . . 70
    Текст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
    § 11. Текст в устной и письменной речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
    Язык и культура. Культура речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
    § 12. Выразительные средства лексики и фразеологии . . . . . . . . . 82
    Говорим без ошибок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
    Повторение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
    Подготовка к итоговой аттестации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
    Глава 2. Межкультурная коммуникация . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
    О языке и речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
    § 1. Диалог культур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
    Система языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
    Синтаксис Односоставные предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
    § 2. Простые двусоставные и односоставные предложения . . . . . 98
    § 3. Определённо-личные предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
    § 4. Неопределённо-личные предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
    § 5. Обобщённо-личные предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
    § 6. Безличные предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
    § 7. Назывные предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
    § 8. Неполные предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
    Правописание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
    § 9. Гласные и согласные в корне слова (обобщение) . . . . . . . . . 138
    § 10. Правописание приставок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
    § 11. Правописание н и нн в разных частях речи (обобщение) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
    § 12. Слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи (обобщение) . . . . . . . . . 153
    Текст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
    § 13. Односоставные предложения в текстах разных функциональных разновидностей языка . . . . . . . . . 160
    § 14. Интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
    Культура речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
    § 15. Синонимия односоставных и двусоставных предложений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
    Говорим без ошибок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
    Повторение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
    Подготовка к итоговой аттестации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
    Глава 3. Роль русского языка в Российской Федерации . . . . . 182
    О языке и речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
    § 1. Национальный, государственный и межнациональный язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
    Система языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188 Осложнённое простое предложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
    § 2. Осложнённое простое предложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
    § 3. Вводные конструкции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
    § 4. Обращения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
    § 5. Однородные члены предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
    § 6. Однородные и неоднородные определения . . . . . . . . . . . . . . 212
    § 7. Союзы при однородных членах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
    § 8. Обобщающие слова при однородных членах . . . . . . . . . . . . . 224
    Правописание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
    § 9. Тире в неполном предложении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
    § 10. Знаки препинания при обращениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
    § 11. Знаки препинания при вводных конструкциях . . . . . . . . . . 240
    § 12. Знаки препинания в предложениях с однородными членами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
  6. Знаки препинания при однородных членах без союзов . . . . 245
  7. Знаки препинания при однородных членах с союзами . . . . . 248
  8. Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами . . . . . . . . . . 254
    Текст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
    § 13. Средства связи в текстах разных функциональных разновидностей языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
    § 14. Официально-деловой стиль: доверенность . . . . . . . . . . . . . . 262
    Язык и культура. Культура речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
    § 15. Употребление обращений в речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
    § 16. Употребление вводных конструкций в речи . . . . . . . . . . . . . 270
    Говорим без ошибок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
    Повторение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
    Подготовка к итоговой аттестации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
    Глава 4. Русский язык — мировой язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
    О языке и речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
    § 1. Русский язык в мире . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281
    Система языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284 Обособленные члены предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
    § 2. Предложения с обособленными членами предложения . . . . 284
    § 3. Обособленные определения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289
    § 4. Обособленные приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
    § 5. Обособленные обстоятельства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
    § 6. Ограничительно-выделительные обороты (обособленные дополнения) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
    § 7. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
    Правописание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
    § 8. Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
  9. Обособленные согласованные определения . . . . . . . . . . . . . 320
  10. Обособленные несогласованные определения . . . . . . . . . . . . 325
    § 9. Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330
    § 10. Знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336
    § 11. Знаки препинания при уточняющих, присоединительных, пояснительных членах предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
    Текст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350
    § 12. Научный стиль речи: реферат, доклад . . . . . . . . . . . . . . . . . 350
    Язык и культура. Культура речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 356
    § 13. Этичность речевого общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 356
    § 14. Синтаксические нормы: употребление обособленных членов предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358
    Говорим без ошибок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360
    Повторение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362
    Подготовка к итоговой аттестации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362